Ранняя диагностика – самый важный аспект контроля за распространением туберкулёза

Главврач севастопольского противотуберкулёзного диспансера Андрей Вербицкий говорит: «Ранняя диагностика – самый важный аспект контроля за распространением туберкулёза. В 2019 году заболело 159 человек. Это на 7,7 % ниже, чем в 2018-м. Общее количество человек, находящихся на диспансерном учете с активной формой туберкулеза в диспансере в 2019 году, составило 414 человек, в 2018 — было 511. На учёте с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (это тяжёлая форма) сейчас состоит 139 человек, что на 23% ниже, чем в аналогичный период прошлого года», – добавил Андрей Вербицкий.

Андрей Владимирович Вербицкий после окончания медицинского института пришел в диспансер еще интерном и увлекся фтизиатрией. Прошел весь путь изучения по этой специализации и сегодня успешно продолжает работать уже в должности руководителя медицинского учреждения.

Нашу беседу мы начали с вопроса о сегодняшнем состоянии дел в лечении туберкулеза. Без экскурса в историю не обошлось, Андрей Владимирович рассказывает:
— Развитие фтизиатрии стало существенно ускоряться только с 2010 года. Самый эффективный препарат, которым мы до сих пор пользуемся, был изобретен в 70-х годах прошлого столетия. Настоящим прорывом стала регистрация новых препаратов. Мы имеем два новых препарата для лечения туберкулеза и идут активные испытания еще одного препарата, который уже зарегистрирован в других странах и в ближайшее время будет зарегистрирован у нас. Есть и другие препараты, регистрация которых в нашей стране находится на разных стадиях. Новые препараты позволят полностью поменять режим лечения. Сроки лечения должны укорачиваться. Еще недавно лечение проходило на протяжении 20 месяцев. С новыми препаратами срок лечения будет ощутимо меньше, а эффективность выше.
Несовершенными были и методики диагностики, новые, ускоренные появились только после 2010г. Они позволили определять в промежуток времени до 5 часов устойчивость к тем или иным препаратам. Раньше эти исследования длились до 3,5 месяцев. Изменение этих сроков крайне важно для выживаемости пациента, так как в случае, когда мы имели дело с большим распространенным процессом, длительный срок ожидания определения теста лекарственной устойчивости мог привести к тому, что пациент просто не дождется начала лечения. Сегодня пациент может получать качественный подбор лекарств уже с первых дней госпитализации. Поменялась вся парадигма лечения и это дает результаты.

Андрей Владимирович, зачастую лечение туберкулеза не обходится без хирургического вмешательства. Люди еще помнят страшные истории, когда для того, чтобы прооперировать туберкулезного больного приходилось удалять ребра, человек не мог потом полноценно жить и работать. Как обстоят дела сейчас?
— Важно отметить, что Российская Федерация является мировым авторитетом по хирургии туберкулеза. Сегодня это и малоинвазивные вмешательства, и использование робототехники. Действительно, было время, когда в результате операций на туберкулез, людям спасали жизнь, но они становились глубокими инвалидами, а сегодня даже шрамы не остаются. Точнее сказать их почти не видно, а человека полностью возвращают в строй. Наша страна является создателем новых методик, которые разрабатываются в Новосибирском НИИ туберкулеза профессором Левиным. Уже в ближайшее время нашего эндоскописта обучат этим методикам и мы будем в Севастополе использовать при лечении наших больных методику клапанного бронхо-блокатора. Методика не сложная, но эффективная.

Для того, чтобы эффективно лечить, важно, чтобы хватало специалистов, которые будут этим заниматься. Как обстоят дела в Севастопольском противотуберкулезном диспансере с точки зрения укомплектованности кадрами?
— Фтизиатрическая служба редкая и можно сказать уникальная, найти специалистов не просто, их мало, но если посмотреть по средней обеспеченности фтизиатрами как по России в целом, так и по Севастополю в частности, обеспеченность специалистами одинаковая. Но при этом коэффициент совмещения ниже, значит на специалистов нагрузка не такая большая. Штат у нас укомплектован и есть положительная перспектива, — приходят молодые специалисты из медицинских ВУЗов, приезжают специалисты из других регионов.
Врачи есть, они работают, теперь важно, чтобы каждый человек тоже ответственно относился к своему здоровью, помнил о том, что надо отказаться от вредных привычек и регулярно проходить обследования в рамках диспансеризации и в случае необходимости своевременно обращаться к врачам.

Столько современных достижений в медицине, что кажется, что туберкулез это болезнь из прошлого, ее просто не должно существовать в современном мире. Почему до сих пор его не победили?
— Туберкулез существовал всегда, возможно с первобытного строя и до наших дней. При этом важно отметить, что бактерии все равно кто перед ней, в царское время, например, болели представители всех сословий, от самого бедного населения до членов царской семьи. Люди болели и умирали от туберкулеза. Бактерия, которая его вызывает, достаточно устойчива в окружающей среде. Возбудитель выдерживает и вечную мерзлоту, и засуху. Есть факторы, которые эта бактерия не любит, например, ультрафиолетовые лучи, но при этом все равно очень стойкая. Кроме того, как и любой возбудитель, он мутирует. Мутация связана с деятельностью человека, появлением антибактериальной терапии. До 1941 года, это время начала использования первого антибиотика, существовал банальный дикий штам, чувствительный ко всем противотуберкулезным препаратам. Как только появились первые антибиотики, появились и успехи в лечении. Но и штам начал мутировать и приспосабливаться к имеющимся препаратам. В 50-х годах пришли к выводу, что терапия должна быть комплексной, как минимум нужны три препарата.
90-е годы внесли свой деструктивный вклад, отсутствие медикаментов привело к ухудшению в лечении больных туберкулезом и плоды того периода мы пожинаем по сей день. Во всем мире отмечается снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза, но и у нас, и в мире ликвидировать туберкулез на 100% пока нет возможности. На это влияет и распространение ВИЧ в мире, и появление больных, у которых наблюдается устойчивость к множеству лечебных средств. Весь мир работает над тем, чтобы найти пути решения этой проблемы. Важным направлением является вакцинация. В настоящее время идет поиск вакцин, которые защитят от инфицирования, но пока это только в стадии разработок. К сожалению, туберкулез на сегодняшний день — это спутник человека. Но стратегии борьбы с ним есть и к 2030 году наверняка будут положительные результаты, в их числе и снижение смертности на 95%.
Большие шаги к улучшению ситуации в Севастополе делаются уже сейчас, помимо того, о чем я уже сказал, хочу отметить, что с 2014 года поступило много современного оборудования, часть диспансера уже капитально отремонтировали, поменяли всю мебель, отремонтировали капитально крышу и ремонты продолжаются. Для людей уже много сделано и будет еще лучше во всех отношениях.

Беседовала Елена Маркина

 

Источник