Заместитель главного врача Севастопольского противотуберкулезного диспансера по медицинской части Свичарская Анна Константиновна, в канун Всемирного дня борьбы с туберкулезом рассказывает о том, что должны знать люди, чтобы не стать пациентами противотуберкулезного диспансера и что делать, если болезнь все-таки настигла.
— Хочется поговорить о профилактических мероприятиях, прежде всего, у детей. Каждая мама должна знать, что существует вакцина, которая предохраняет ребенка от заболевания туберкулезом в ранние годы жизни. Вакцина называется БЦЖ и каждой матери предлагают вакцинировать ребенка сразу в родильном доме на третий-четвертый день жизни. К сожалению, не все мамы понимают важность этого процесса, очень многие родители настроены против вакцинации в принципе и отказываются обезопасить своих детей. При этом в целом по Севастополю очень большое количество мам, которые соглашаются привить малыша в роддоме. Наши показатели вакцинации новорожденных выше, чем во многих регионах страны. БЦЖ – это первое и очень важное профилактическое мероприятие в жизни каждого человека. Второе: важно ежегодно проводить туберкулиновый тест, чтобы отследить, как ребенок реагирует на вакцинацию БЦЖ, как формируется иммунитет, а в дальнейшем отслеживать инфицировался ли ребенок микобактерией туберкулеза или нет. Детям от года до семи лет проводят реакцию Манту, с семи до четырнадцати лет каждый год проводится Диаскинтест, а подросткам с 15 до 17 лет необходимо проходить флюорографию. Это обязательные методики, от которых не нужно отказываться, в них нет ничего страшного. Очень многие мамы считают, что туберкулин – это вакцина. На самом деле – это аллерген, который не обладает свойствами развить иммунитет. Это простой тест, который показывает реакцию организма на наличие, или отсутствие, возбудителя туберкулеза. Когда мамы отказываются от тестирования или от проведения флюорографии своим детям, они очень сильно рискуют, потому что лишают своих детей единственного простого способа своевременно выявить туберкулез. Так же многие мамы считают, если ребенок хорошо кушает и хорошо спит, то он не болен ничем и ему заболевание туберкулезом не грозит. К сожалению, это далеко не всегда оправданное предположение. Для туберкулеза, особенно в его начальной стадии, характерно отсутствие какой-либо симптоматики. И бывает, что жалоб и клинических проявлений нет совсем. К сожалению, у нас есть примеры сегодняшнего дня, в стационаре лежит ребенок с распространенным туберкулезным процессом, при этом у ребенка отсутствует клинические симптомы. Ребенок хорошо спит, хорошо ест, хорошо учится и жалоб у него нет. Выявили туберкулез благодаря ежегодным обследованиям. Поэтому важно помнить – профилактические осмотры своей актуальности не утратили.
Человек, который заботится о себе, обязательно проходит профилактические мероприятия. При этом хочу подчеркнуть – во многих странах профилактика не всегда доступна, является платной, а у нас это абсолютно бесплатно и совершенно доступно.
Обязательно надо вести здоровый образ жизни. Важно проводить профилактику курения у детей. Курение родителей пагубно влияет на всю семью. Пассивное курение очень вредно для ребенка, а пример родителей, когда ребенок с детства видит в своей семье курильщиков, приводит к тому, что ребенок вырастает и тоже начинает курить. Это весьма отрицательный фактор, который в дальнейшем влияет на возможность развития бронхо-легочной патологии. Ослабленные курением бронхи и легкие не способны препятствовать развитию туберкулеза.
Для взрослых существует такие же методы профилактики, как и для детей – ежегодное прохождение флюорографических исследований. Это доступно, бесплатно и в настоящее время — безвредно. Все современные аппараты обладают очень малой однократной лучевой нагрузкой при проведении исследования грудной клетки. Когда пациенты говорят, что они не хотят облучаться, это полное невежество. Об облучении можно было говорить много десятков лет назад. Можно предположительно сравнить дозовую лучевую нагрузку при таком исследовании с нахождением на солнце в течение 15 минут. Многие отказываются от проведения флюорографии из-за боязни очередей или возникновения других сложностей, связанных с посещением лечебного учреждения. Это уже давно неоправданные страхи.
Анна Константиновна, какие условия созданы в нашем городе для лечения туберкулеза?
Структура противотуберкулезного диспансера позволяет полностью обеспечить лечением и диагностикой взрослое и детское население нашего города и включает стационар, амбулаторное отделение, вспомогательные подразделения и параклинические службы.
Все этапы лечения проходят в нашем учреждении. Появилась возможность отправлять наших пациентов на санаторно-курортное лечение в федеральные санатории России.
Стационар рассчитан на 150 коек. Отдельно выделены детские койки, их 15. Пациенты разделены по профилям, по процессу: например, впервые выявленные пациенты — это одно отделение, пациенты с хроническими формами – это другое отделение и так далее. Я считаю, что для всех пациентов, которые лечение только начинают, стационарный этап обязателен, потому что туберкулезный процесс медленно развивается и очень медленно лечится, много месяцев. Минимальный курс – 6 месяцев, максимальный – 20 месяцев, в зависимости от формы туберкулеза. Не каждый человек может это выдержать и самостоятельно понять, что с ним происходит и привыкнуть к приему препаратов, поэтому первичный стационарный этап обязателен. К сожалению, у многих пациентов очень низкая мотивация к лечению и профилактике, низкий уровень социальной ответственности. Часто пациенты отказываются от стационарного лечения, пытаются объяснить это какими-то социальными сложностями. Непонятно почему это происходит.
Если все же пациент отказывается лечиться в стационаре, мы сразу начинаем лечить его амбулаторно. Для этого в диспансере есть патронажные медицинские сестры, которые приходят домой к пациенту и приносят лекарства. Организован пункт контролируемой химиотерапии, который оснащен возможностью общаться с медицинским работником по Скайпу. Если пациент живет очень далеко и приехать не может, но нам важно проконтролировать прием медикаментов, тогда пациент выходит на связь по Скайпу и принимает лекарство, или записывает прием медикаментов на видео и запись присылает медсестре, которая контролирует лечение. На основании этого делаются отметки в медицинской документации о приеме противотуберкулезных препаратов. То есть мы используем все современные возможности приблизить медицинскую помощь. Важно и то, что в этом году у наших пациентов появилась еще и социальная поддержка, они получат дополнительные средства для улучшения питания — продуктовые пайки. У голодного человека риск заболеть всегда выше не только туберкулезом, но и другими заболеваниями. При плохом питании и лечение менее эффективно. Почему важно лечиться в стационаре – для деток у нас шестиразовое питание, для взрослых – пятиразовое. В домашних условиях больной человек, который плохо себя чувствует, вряд ли будет себе пять раз в день готовить. У нас лечебное питание обеспечено.
Важно понимать – если человек лечиться хочет, туберкулез на 100% излечим!
Беседовала Елена Маркина